Вторая Иудейская война 132–136 гг. н. э., или Восстание Бар-Кохбы. Окончание
13 февраля, 2024
АВТОР: Иван Сахарчук
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ
Вход в тайный комплекс времен восстания, обнаруженный в Хурват-Мидрасе.
Ввиду этого кризиса внутренняя политика государства восставших становится всё более и более суровой. И для доказательства сего ненадолго вернёмся к нашим обманутым крестьянам. Видя их отстранённость от восстания, Бар-Косеба вёл политику насильственного вовлечения. Он отчаянно пытался компенсировать пошатнувшийся авторитет и под усиливавшимся с каждым днём натиском римлян сеял страх в сердцах людей, волей-неволей оказавшихся в его подчинении. Использовавшиеся в административных целях пещеры были усеяны приказами отнимать земли крестьян, заподозренных в симпатиях к римлянам или недостаточно страстно желавших поддерживать восставших.
Так, Бар-Косеба лично вступил в конфликт с богатым землевладельцем Иешуа Бар-Тарморайем, которого он обвинил в отказе поддержать восстание и велел отнять его надел, в отчаянии Иешуа поднял руку на наси Израиля, за что его казнили или, как гласит сам папирус, он был приговорён «к самому суровому наказанию». Та же судьба постигла десятки и сотни других землевладельцев и крестьян победнее. Александер Зефир и вовсе сравнивает политику восставших с советской практикой продразвёрстки, а деятелей военной администрации с политруками. Такое положение дел усугублялось и самоуправством вчерашних бандитов, волей судьбы вставших во главе управления целых поселений. Существует свод внутренней переписки военной администрации, где, например, Иешуа Бен-Галгола требует от местных командиров возврата имущества местных жителей, какое было незаконно конфисковано.
В частности, он требует от своих командиров в Бейт-Машхо, Иешуа Бен-Элазара и Элазара Бен-Иосифа, вернуть корову, которую они, учинив самосуд, отняли у владельца, Иосифа Бен-Артисона. И это только случаи, которые доходили до сведения высшего руководства восстания, о числе не зафиксированных письменно подобных прецедентов, когда командиры на местах безнаказанно отнимали у местных жителей всё, что бы им ни приглянулось, или сводили личные счёты, остаётся только догадываться, однако, такое без сомнения обрело на землях Иудеи колоссальный масштаб. Конечно, это имело самый негативный для общего дела эффект: если оставить в стороне моральную сторону вопроса, то самоуправство сродни этого не оставляет в войске и следа от дисциплины.
Действительно, ближе к концу восстания письма Бар-Кохбы к своим командирам в Эйн-Геди (оттуда больше всего свидетельств, поэтому они, свидетельства эти, наиболее целостны и показательны) преисполнены упаднических настроений, он сетует на то, что его командиры либо просто игнорируют его приказания, либо всячески уклоняются от их исполнения. В ноябре 134 г. он требует у них, Бен-Шимона и Бен-Байана, выслать ему в Иродион для «самого сурового наказания» местного полевого командира Элеазара Бен-Хитту, «поставившего свои интересы выше интересов Израиля». К 135 г. и моменту осады римлянами Бетара подозрительность и жестокость Бар-Косебы достигают своего пика. К этому периоду относится легенда, которая хоть и не имеет ни прочих доказательств, ни опровержений, но стала притчей во языцех в последующей иудейской традиции: якобы, заподозрив рабби Элеазара в предательстве, Бар-Кохба собственными руками убил его. Правдив ли рассказ или же нет, но это лишний раз подчёркивает ставшую легендарной непомерную жестокость «царя Израиля». В действительности подобными задокументированными и легендарными актами жестокости Бар-Косеба сеет страхи, подозрительность и расколы внутри восстания, что, в конце концов, приводит к потере Бар-Кохбой контроля над войском. На самом деле, как минимум к моменту прибытия в Палестину из Британии легата Секста Юлия Севера и считающимся в войне переломным, римляне, несмотря на гигантские потери, уже смогли решить главные стратегические проблемы, которые создало им восстание.
Они вернули контроль над транспортными путями, локализовав восстания по контролируемым мятежниками городам, хотя повстанцы по-прежнему продолжали свои атаки на дороги, сокращая их экономическую эффективность, но уже были не способны перерезать и контролировать их. А вот что сделать у римской армии не получалось, так это пойти дальше, зачистить пещеры и занять города, вокруг которых евреи успели возвести укрепления.
Указанием на внутреннее разложение восстания служат и талмудические истории о 12 тысячах пар учеников рабби Акивы, о котором мы, кажется, уже успели забыть. Конечно, 24 тыс. прекрасно образованных мужчин (как утверждает Мишна Тора в комментарии на Еккл. 11:6, учеников рабби Акивы, собранных им в ходе его грандиозного путешествия и прибывших из Бене-Берака, что на средиземноморском побережье) кажется нереалистичной цифрой. И, как ни парадоксально, самым достоверным толкованием такового их количества кажутся каббалистические аллегорические толкования, согласно которым, то есть отсылка на Книгу Чисел 25:1, 7-9; фактически каббалисты тем самым приравнивают признание Бар-Кохбы мессией к поклонению Ваалу-Фегору.
Талмудические источники продолжают придавать ученикам рабби Акивы, среди которых Вавилонский таргум перечисляет и рабби Меира с рабби Шимоном Бен-Иохаи, ярко выраженный негативный окрас и указывают на отсутствие внутреннего согласия между ними. Йевамот 62:2:
«У рабби Акивы было двенадцать тысяч пар учеников, и все они умерли в то время. Почему? Потому что они смотрели друг на друга с недоверием».
Конечно, умерли не все, как мы помним, рабби Шимон проживёт ещё тридцать лет и оставит после себя богатое духовное наследие.
Но там же есть любопытное упоминание, которое кажется весьма правдоподобным, согласуясь с археологическими находками: «Все они умерли там [в Бетаре] от аскеры», — т. е. от дифтерии и крупа. Трактат «Шулхан арух» указывает на запрет женщинам выходить замуж в период между Песахом и Лаг ба-Омером (примерно с конца апреля по конец мая), поскольку именно тогда умерли 24 тысячи учеников рабби Акивы. Таким образом, это религиозное свидетельство снимает с римлян ответственность за их смерть, ведь легендарный штурм Бетара имел место 9 ава. Что же касается судьбы самого рабби Акивы после начала восстания, то свидетельства чрезвычайно скупы и размыты. Тот же талмуд (Беракот 61b), написанный, к слову, только в III веке, утверждает, что рабби Акива был схвачен за обучение Торе ещё до подавления восстания и в назидание другим евреям казнён через три года. Сообщается, что он умер «как герой, мученической смертью в Кесарии в канун Йом-Кипура». Но судьба рабби Акивы и его роль уже в период восстания остаются, увы, лишь областью догадок.
Как бы там ни было, вышеназванные успехи римских легионов явно не устраивали императора, и чтобы положить конец восстанию, в 132 или 133 году он переправляет в Палестину Секста Юлия Севера с опытными в боях в гористой местности когортами и, как пишет Дион Кассий, других лучших своих командиров: в течение года Север уже был на месте. Эк считает, что под теми командирами подразумеваются наместник в Сирии и Германии Церт Публиций Марцелл и Тит Гатерий Непот, наместник в Аравии. Хотя тут возникают сомнения касательно того, как три человека, занимающие столь равновысокие посты, могли эффективно взаимодействовать в рамках одного театра военных действий. Но, совершенно точно, как минимум Непот лично присоединился к подавлению восстания с легионом III Cyrenaica.
Юлий Север провёл действенную реформу римской тактики в регионе, превратив войско из пригодного лишь к масштабным сражениям в мобильные боевые отряды. Полагаясь на эффективно выстроенную им в кратчайший срок разведку, его военному гению раз за разом удавалось перехитрить прекрасно знавших местность евреев-повстанцев, незаметно подходя ко входам в пещеру и окружая их небольшими отрядами, прикрытые с тылу товарищами, с боков и сверху стенами и защищавшиеся от камней и стрел щитами, солдаты долго, методично и безжалостно зачищали каждую обнаруженную ими пещеру к югу от Иерусалима, одну за другой. Одной за другой Бар-Кохба лишался своих боевых ячеек. В начале 135 года (точная дата неизвестна) повстанцы в массе своей оставляют главный город Иродион, уходя либо в пещеры, либо в Бетар, и туда без осады или штурма входят римляне. Как то реконструирует Линдси Пауэлл, вспомнив опыт применения черепахи для городского сражения, описанный ещё Иосифом Флавием в истории Первого Иудейского восстания, римляне приступили к зачистке города от повстанцев, отказавшихся уйти вслед за своим предводителем. Римские бойцы проходили так улицу за улицей, равнялись с каждым домом и, врываясь в двери и окна, не оставляли там ни души.
Летом 135 года новая столица восставшего Израиля, Бейтар, или Бетар (как я, ближе к оригинальным источникам, предпочту называть его здесь), был взят в осаду. И без римской осады положение Бетара было катастрофическим: он больше походил на лагерь беженцев, чем на нормально функционирующий город. Как пишут религиозные источники, штурм имел место 9 августа 135 года, что на самом деле приурочено ими к дате разрушения обоих Храмов. Но кроме них нет никаких свидетельств, что штурм вообще был: археологами не обнаружено тому никаких подтверждений, хотя город ими довольно хорошо изучен. У. Д. Кэрролл исследовал Бетар в 1923—1924 годах, и вот какое описание города можно резюмировать.
Схема осады Бетара по Линдси Пауэлл (P. 131): 1a.Склад камней 1b.Склад наконечников 1c.Вход в город 2.Высеченный в скале проход 3.Родник 4. Римская дорога из Элии Капитолины в Газу 5.Римский мильный камень 6.Римская окружная стена 7 и 8.Римские лагеря.
На начало восстания Бетар не имел никаких укреплений, но к лету 135 года повстанцы возвели вокруг него мощные стены, которые, несмотря на внушительную толщину, имели множество слабых мест из-за высокой скорости строительства. Укрепления имели семь смотровых вышек, ворота на севере и проход на юго-западе, сухой ров в 10 м шириной и 5 м глубиной, идущий от юго-западной стороны города к южной, прикрывая юго-западный проход. С юго-востока к городу был высечен проход в скале. Кэрролл однозначно приходит к выводу, что исследованный им город, как он его называет, Бетир и есть Бетар Бар-Кохбы. В 1984 году город повторно изучает Давид Уссишкин из университета Тель-Авива. Он отмечает, что особое внимание строителей уделено юго-восточной части города, где подойти к нему было проще всего. Тогда археологами было выкопано два участка городской стены, в частности, внимание исследователя было уделено трём полукруглым и одному прямоугольному укреплению вдоль южного и западного участков стены.
Здания на пути их строительства были снесены повстанцами, а материал, из которого они были сооружены, пошёл на строительство тех самых укреплений. Внутренняя часть стены, уцелевшая к 1984 году, возвышалась над землёй на 4 м при изначальной высоте в 5 м. Всё это согласуется с описанием Евсевия, в «Церковной истории» (IV, 6, 3) рассказывающем о Бетаре как об очень надёжной крепости. Уссишкин подтверждает выводы Кэрролла, что этот город является тем самым Бетаром. Обнаружено и вооружение защитников города: рогатины для запуска камней и сами камни размером от 5 до 9 см и массой от 110 до 650 гр., а также стрелы с железными наконечниками. Для осады такой мощной крепости римлянам должно было потребоваться 10-12 тыс. солдат, два полностью укомплектованных легиона. И хотя Плачь Эйхи Раббана (II, 2, 4) говорит, что Бар-Косеба лично руководил обороной, как уже сказано мною выше, нет никаких свидетельств, что дело вообще дошло до штурма. Учитывая, что в городе царила антисанитария и свирепствовала эпидемия, штурм мог быть лишним — римлянам требовалось только терпение. Возможно, в смятении, царившем в Бетаре, группа предателей Бар-Кохбы открыла ворота для римлян… Короче говоря, это ещё одна из многочисленных лакун в истории войны, оставляющих поле для полёта фантазии и благодатных для авторов художественных произведений на эту тему. В конце XIX века французский археолог Шарль Клермон-Ганно обнаружил на стене автографы вексилляций двух легионов, бравших Бетар — V Macedonica и XI Claudiana. Как и Иродион город был жестоко зачищен. Именно тогда, очевидно, и был убит предводитель восстания.
Когда Маймонид наставляет иудеев касательно порядка отправления дня скорби 9 ава, он так упоминает эти события в Мишне (Сефер Заманим 5:3), даже избегая называть Бар-Косебу по имени:
«Великий город под названием Беттар был в осаде. <…> В нём находились тысячи и тысячи израилитов, и был в нём великий царь всего Израиля, включая величайших учёных, наставлявших его стать царём-мессией. Но он попал в руки римлян, которые убили его. И случилась великая беда, сопоставимая с разрушением Храма».
В другом месте (Мишна Тора на Цар. 11:3) он уже упоминает его имя, но в презрительно-искажённой форме:
«Рабби Акива, бывший великим мудрецом и учителем Мишны, был также оруженосцем Бен-Козбы. Он утверждал, что последний является мессией. Он и все мудрые мужи из его поколения разделяли это мнение до тех пор, пока Бен-Козба не был убит в [своём] беззаконии [имеется в виду религиозное преступление лжемессианства], когда обнаружилось, что он не был мессией».
Ещё одно косвенное свидетельство, что Бар-Косеба не выбрался из Бетара живым — его переписка с командирами в Эйн-Геди здесь прерывается. Зачистка римлянами Бетара была куда более жестокой, чем Иродиона, ведь в Бетаре участники восстания, сопротивлявшиеся куда более активно, чем прошлый раз, смешались с мирными жителями. Гиттим (57a) описывает убийства римлянами защитников города, стариков, детей и женщин, как солдаты разбивали головы младенцев о камни, сжигали людей заживо, убив затем 850 тыс. людей по всей Палестине. Запомним конечно это, но к религиозным источникам надо относиться очень и очень осторожно.
С падением Бетара римляне подходят к третьему крупному городу, находившемуся в руках восставших — Эйн-Геди, который, обнаружив совершенно обезлюдевшим, разрушают. Все жители города скрылись от них в пещерах, на которые эта область чрезвычайно богата, в особенности к югу от города — в долину Нахаль-Хевер. Тогда закончилась активная часть восстания, отсюда и разная датировка его окончания в различных источниках: 135 или 136 г. К 136 году война переходит в стадию игры в кошки-мышки на выживание. Так, глава повстанцев в Эйн-Геди Бен-Байан перебрался в пещеру, получившую от археологов название «Пещера Бассейна», где были обнаружены документы, монеты, вооружение, предметы быта, а также V-образные выемки в стенах, оставляемые мечами и характерные для боёв в замкнутом пространстве. Плач Эйхи Раббана (I, 45) описывает жуткий голод, царивший в пещерах и доводивший людей до каннибализма. Но, например, в т. н. «Пещере Ужасов», хоть и было обнаружено огромное число человеческих останков, стариков, детей, женщин, но следы на телах, что указывали бы на насильственный характер смерти, учёные обнаруживали довольно редко, как и не обнаружено ими никаких следов каннибализма. В большинстве своём найденные в «Пещере Ужасов» умерли от голода или эпидемии. Там же найдены повреждённые огнём гребни для волос, рыболовные сети, игральные стеклянные стаканчики, иглы, гвозди, тиснённая кожа, деревянные сундуки, монеты. Либо они сжигали предметы, соприкасавшиеся с больными, либо попытались сжечь всё это перед вторжением римлян.
Входы в «Пещеру писем»
В пещере Нахаль-Мишмар были найдены скелеты мужчины среднего возраста и двух детей 6-7 лет с признаками насильственной смерти. Крайне богат на находки оказался комплекс из четырёх пещер к северу от Эйн-Геди, известный как «Пещера 84»: они сохранили такие же V-образные выемки, остатки пищи, особенно много ячменя, другой «добычей» археологов стали крышки от котелков для приготовления еды, фрагменты стекла масляные лампы со следами сажи и серебряная монета 134 или 135 г. с изображением рабби Элеазара. В «Пещере Писем», помимо бытовых находок и внушительного количества документов мятежников, внимание исследователей привлекли скелеты двух убитых внутри римских солдат и несколько черепов без нижней челюсти, вложенных в плетёные корзинки. Вкратце примерно такое наследие оставили для археологов пещеры на берегу Мёртвого моря.
Итак, в 136 году в войне была поставлена точка, а лидеры мятежников убиты. Римские войска, прибывшие специально для подавления бунта, ушли из региона, а в Эйн-Геди для перестраховки был оставлен гарнизон. Эта война стала настоящей катастрофой для евреев Иудеи. Но каковы реальные масштабы трагедии?
В первую очередь следует рассмотреть, насколько масштабными и суровыми были римские репрессии против евреев. Дион Кассий сообщает, что под командованием Юлия Севера были захвачены 985 селений и 40 крепостей, а убито 580 тыс. человек. Согласно талмуду, число убитых римлянами евреев составило 850 тыс. человек. И то и другое — цифры явно завышенные, сопоставимые со всем населением Палестины в то время, не говоря уж о населении самой Иудеи. С одной стороны, десятки тысяч евреев оказались заложниками в ситуации с зачистками, имевшими место в вышеуказанных Иродионе, Бетаре и в районе Эйн-Геди, однако же свидетельств репрессий, носивших массовый характер, в других городах нет (я обнаруживал упоминания других городов, в т. ч. из современных источников, но они представляются голословными). И если бы римляне начали в Иудее массовые гонения по национальному признаку, это вызвало бы поток беженцев в соседние провинции, как то имело место во время подавления первого восстания, но у историков нет никаких данных о скачкообразном изменении численности еврейского населения в этих областях.
И хотя жертв было, по крайней мере, в десять раз меньше, чем заявлено в письменных источниках, эти всё равно гигантские цифры приводят к тому, что евреи становятся в Иудее меньшинством. Таким образом, судя по всем признакам, репрессии после восстания носили точечный характер. С другой стороны, ещё составляет большой вопрос, что привело к большему числу жертв: римские зачистки, либо же антисанитария и эпидемии, ставшие спутниками восстания, вместе с широко распространённой практикой казни местного заподозренного в нелояльности населения самого Бар-Косебы и его сподвижников.
Св. Иероним в «Пасхальной хронике» (I, 474) пишет о массовых казнях и уводе в рабство евреев по всей Палестине, включая жителей Иерусалима. Даже еврейские источники не описывают ничего подобного. В действительности автор преследует свою собственную цель — придать мученический окрас судьбе евреев-христиан. Любопытно, что в ходе восстания в не охваченных им областях Палестины массово вспыхивают антииудейские погромы, но это вряд ли можно назвать следствием римской политики, очевидно, местные жители из не-иудеев страшились распространения восстания на собственные земли, видя в иудейских общинах плодородную для того почву. Некоторые авторы считают актом демонстрации своей силы римлянами якобы антисемитский акт установки образа свиньи в Вифлееме в конце восстания, но, кажется, римляне не закладывали подобного смысла в это действие, ведь вепрь был символом десятого легиона. Из других последствий восстания можно отметить установленную на Храмовой горе покрытую золотом бронзовую статую Адриана, сохранившуюся, как минимум, до времён Иеронима Стридонского (Комментарий к Матф. 24:15), а также изменение статуса провинции, объединённой с Сирией и переименованную в Сирию Палестинскую.
Но чем же вызвано желание иудейских религиозных авторов гиперболизировать масштабы катастрофы еврейского народа? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться. Да, римляне у них убивали евреев без разбора, но возлагают ли они на них вину за трагедию, постигшую народ? Скорее нет. Римская военная машина будто представляется ими безликой и чудовищной карой за злодеяния народа, признавшего лжемессию, вероломно пытавшегося ускорить Провидение Божье. Иудейские авторы отныне склоняются к фарисейству и идее «любви к Израилю», т. е. не причинения вреда народу Израиля, проповедовавшимися прежде рабби Бен-Заккаи. Религиозные писатели намеренно преувеличивают число жертв и жестокость римлян, дабы отвести от будущих поколений мысли о повторении авантюры сродни этой. Виновниками катастрофы еврейского народа они однозначно определяют рабби Акиву и Бар-Косебу, из Бар-Кохбы превратившегося в Бар-Козибу, из «Сына Звезды» в «Сына Лжи». Авторитет и влияние иудейской школы иудаизма был сломлен, новыми центрами его стали Галилея и Вавилония. Вторая Иудейская война окончательно стирает возможные точки соприкосновения и объединения христианства и иудаизма, нанеся сокрушительный удар по фундаменту идеи мессианства.
Тоннель пещеры Хирбат Бургина в человеческий рост
Уже в 138 году, при новом императоре Антонине Пие, евреи получили даже больше религиозных свобод, чем у них было до восстания. Евреи в большинстве своём приняли римлян, как римляне — евреев. К III веку Эйн-Геди вновь стал процветающим еврейским городом. Ради получения статуса римских граждан «сыны Израиля» поступали на воинскую службу: солдаты еврейского происхождения служили в Мёзии и Паннонии, Малой Азии, Египте и Сирии, сохраняя своё религиозное самоопределение и сооружая походные синагоги. Образ же Бар-Косебы евреи на многие и многие века предали остракизму.
Пионером ревизионизма истории Бар-Кохбы стал раввин и хронист Давид (Довид) Соломон Ганц (1541—1613). Лишь в XIX веке новыми подробностями «обогатил» этот сюжет рабби Самуэль Майер, заложивший современную традицию восприятия фигуры Бар-Кохбы в сочинении Simon Barcocheba, der Messiak?nig (1840). 5 мая 1883 года в Одессе Абрам Гольдфадн представил оперу «Бар-Кохба», к которой написал либретто на идише и которая почти не имела отношения к реальным историческим событиям. Опера стала так популярна, что через 14 лет она была поставлена в Нью-Йорке уже на английском языке. В XX веке его образ, как героя национально-освободительного восстания, стал активно использовать лидер сионистского движения Владимир Жаботинский. Но настоящим народным героем Бар-Кохбу сделало выступление Давида Бен-Гуриона в Кнессете 21 апреля 1961 года. В последствии изображение главного героя нашей истории будет запечатлено на памятнике в форме миноры в саду возле Кнессета, а 11 мая 1982 года будет открыта мемориальная скала с останками людей, нашедших свою смерть в «Пещере Писем». В честь рабби Акивы и Бар-Кохбы станут называть улицы и города… Однако научное сообщество Израиля, как мы убедились здесь, отнюдь не разделяет благоговейного отношения политических элит Израиля к предводителю Второго Иудейского восстания. Посмертная история Бар-Кохбы оказалась не менее увлекательной и противоречивой, чем его богатая на события жизнь: за без малого 2000 лет он прошёл в национальном самосознании путь от виновника одной из величайших катастроф в истории еврейского народа до национального героя.